krasnojarochka (krasnojarochka) wrote,
krasnojarochka
krasnojarochka

Categories:

Мозаики на стенах стадиона "Енисей" в Красноярске. Нельзя потерять!



В рамках подготовки к Всемирной зимней Универсиаде 2019 года планируется реконструкция стадиона «Енисей» – домашнего стадиона хоккейной команды «Енисей» (ул. Юности, 18). Из сообщений СМИ стало известно, что эскизы усовершенствованного стадиона утверждены губернатором Красноярского края В. Толоконским и вместе с другими документами отправлены на рассмотрение в федеральное министерство спорта. В администрации края журналистам сообщили, что на сегодняшний день рассматриваются два варианта: снести стадион «до асфальта» и построить на его месте новый, либо перенести стадион в другое место.

Сейчас на сайте универсиады размещен такой эскиз нового стадиона:



В любом случае стены нынешнего стадиона «не выживут» и вместе с ними будут утрачены уникальные произведения монументально-декоративного искусства – мозаичные изображения, которыми сооружение обильно украшено снаружи по периметру. Если вовремя не принять соответствующие меры. А на последнее осталось совсем мало времени.

И поэтому я предлагаю всем неравнодушным подписать обращение к губернатору Красноярского края Виктору Александровичу Толоконскому с просьбой обратить внимание на мозаики и сохранить их.


Мозаичные изображения из смальты со спортивными сюжетами для стадиона «Енисей» были выполнены по заказу администрации Красноярского машиностроительного завода («Красмаш»), обратившегося в Художественный фонд. Эскизы были созданы красноярскими (в то время) художниками Александром Степановичем Лапко и Валентином Васильевичем Жекаловым (узнать, кто автор этих изображений, удалось в прошлом году kraevushka). Весь процесс от создания эскизов до монтирования на стены стадиона плит с мозаиками занял 2 года. Работы велись в 1987-1989 гг. Эскизы выполнялись, в том числе, на картоне в натуральную величину. Мозаика набиралась на территории художественно-производственного комбината (ул. 60 лет Октября, сейчас там размещается Художественный фонд и мастерские ряда красноярских художников) на бетонных плитах, которые впоследствии монтировались на стены стадиона рабочими. В качестве материала использовалась цветная смальты, которая доставлялась из Ростова-на-Дону в виде плит и на месте разбивалась на мелкие камни. Можно себе представить, сколько средств, труда и вдохновения многих людей вложено в эти панно.

В интернете можно найти много материалов о будущей реконструкции стадиона, но не в одном из них не упоминается об этих мозаиках - НИ СЛОВЕЧКА.

Авторы мозаик Александр Лапко и Валентин Жекалов были активными участниками художественных выставок 1970-1980-х годов, что отражено в соответствующих каталогах. (Дорогая моя kraevushka, спасибо, что ты их нашла!)


Пятая зональная художественная выставка "Сибирь социалистическая" : каталог / [В. И. Каминский и др. ; отв. ред. Л. П. Обухова]. - Барнаул : [б. и.], 1980. - 263 с.


Краевая художественная выставка "350-летию г. Красноярска посвящается" : каталог : живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство, монументальное искусство, художественное проектирование, 1978.

Краевая выставка работ, посвященная 60-летию ВЛКСМ : каталог, 1979.
Биографии художников включены в справочные издания о художниках края.

Из книги: Художники земли красноярской: [каталог]/ [сост. Т. М. Ломанова] ; редкол.: Т. М. Ломанова [и др.]. - Красноярск: Поликор, 2007. - 320 с.:



Из другого издания: Художники Красноярской организации СХ РСФСР : справочник, 1990 - С. 41:


Художники являются авторами ряда других произведений монументально-декоративного искусства, украшающих наш город. Среди них объемные «Икар и роза ветров» на здании Центрального агентства воздушных сообщений (ул. Матросова, 4), витражи на окнах Органного зала. А. Лапко и В. Жекалов работали и в других городах и районах края. Мозаичные панно на фасадах домов на набережной в городе Зеленогорске, на фасаде одного из зданий и в машинном отделении Усть-Хантайской ГЭС – результаты их творчества. Строительство ГЭС началось закончилось в 1975, в этом же году были созданы мозаичные изображения. Пять дней назад в телефонном разговоре Александр Степанович Лапко сказал, что мозаики стадиона «Енисей» своим масштабом могут сравниться только с изображениями Усть-Хантайской ГЭС.



Утраченные витражи на Железнодорожном вокзале, витражи «Олимпийские игры» в спортивном зале КРАЗа (1977 г.) - тоже работы А. Лапко и В. Жекалова.
Александр Степанович Лапко – автор мозаики на торце дома пр. Мира, 114 (Красноярск). Она была выполнена в 1976 г. Сегодня эта мозаика закрыта решеткой праздничной иллюминации.

Плиты с мозаичными изображениями, установленные ныне на стенах стадиона «Енисей», могут быть интегрированы в новое сооружение – как элементы интерьеров, как украшения внешних стен. Они могут украшать арки парка, окружающего стадион (один из вариантов, которые видит историк и культуролог из Москвы Сергей Никитин, презентовавший в прошлом году в Красноярске проект Storybus (читайте интервью с Сергеем)). Задача архитекторов – найти мозаикам удачное место в проекте реконструкции нынешнего стадиона. А технологии перенесения их в новое место (если это потребуется) существуют. Повторюсь, мозаика наносилась на плиты и только потом они монтировались на стены стадиона.

Вот в этой выбоине (единственной, которую мне удалось обнаружить) хорошо видно, что собственно стена стадиона находится за плитой с мозаикой, а между ними металлическая решетка.



Краткие справки о художниках

Жекалов Валентин Васильевич (род. в 1948 г.) – член Союза художников с 1982 г., выпускник кафедры монументально-декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной 1967 г. Дипломная работа – эскиз росписи для Управления Речного пароходства Красноярска. Тема: «Труженики Енисейского края». Руководители: А. А. Казанцев и К. Л. Иогансен. По собственным эскизам и проектам создал ряд произведений монументально-декоративного искусства для общественных зданий в городах России. Ныне живет в г. Харьков (Украина).

Лапко Александр Степанович (род. в 1946 г.) – член Союза художников с 1982 г., постоянный участник республиканских и городских художественных выставок, преподаватель академического рисунка и живописи в «Школе архитектуры и дизайна» (г. Москва).
В 1967 г. закончил живописное отделение Днепропетровского художественного училища. В 1973 г. – факультет монументально-декоративного искусства Московского Высшего Художественно-Промышленного Училища (бывшее Строгановское). По собственным эскизам и проектам создал ряд произведений монументально-декоративного искусства (роспись, мозаика, витраж) для общественных зданий в городах России. Занимается станковой живописью. Живописные работы находятся в частных коллекциях и музеях России и за рубежом. В 2011 г. вышел альбом работ автора, в настоящее время готовится следующий - он выйдет в 2016 г.
Познакомьтесь с работами художника последних лет. Вот две из них:

Все, что здесь пишу о создании мозаик на стадионе "Енисей", о других работах художников, поведал мне Александр Степанович в упомянутом телефонном разговоре.



Друзья, что вы думаете? Какие способы спасения этих произведений монументального искусства в нашем городе видите?
В Красноярске уже сложилась нехорошая традиция небрежно относиться к декоративно-монументальным произведениям. В 2011 году мы защищали фрески на торцах пятиэтажных зданий на проспекте Красноярский рабочий в районе, автором которых являлся знаменитый художник Тойво Ряннель. Тогда успели спасти два из четырех изображений. Среди прочих способов использовали коллективное обращение к министру культуры и главе города, размещенное на сайте onlinepetition.ru. Почитайте (или вспомните) комментарии к подписям, из которых видно, как небезралична людям судьба подобных произведений на улицах города. Вот одно из них: "Нам нельзя быть Иванами, не помнящими родства. Все великие европейские города, куда стремятся туристы, достигли этого за счет бережного отношения к истории". Действительно, иностранным туристам и спортсменам, которые приедут в наш город в 2019 году, будут интересны именно такие признаки нового для них места, в которых запечатлена его самобытная история.

На этот раз в ближайшие один-два дня также подготовим обращение - на этот раз к губернатору. И будем очень рассчитывать на его высокую культуру и умение ценить произведения искусства.

А вот, собственно и они - мозаики на стенах стадиона "Енисей", выполненные, по мнению Сергея Никитина в особой, византийской манере.

Экскурсию по мозаикам стадиона "Енисей" уже проводил metalchemist. В части крупных изображений, обрамляющих ворота, повторюсь, но все же приведу все изображения в порядке движения от ворот № 1 по часовой стрелке вокруг стадиона.













































































По всему периметру стадиона можно видеть схематичные изображения различных видов спорта.










































































































































































































Последнее фото отсюда. Не дошла до этих ворот в тот вечер: быстро стемнело.
Tags: мозаика, монументальное искусство, роспись зданий, стадион "Енисей", стадионы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →