krasnojarochka (krasnojarochka) wrote,
krasnojarochka
krasnojarochka

Categories:

Красноярский трамвай. Откуда и куда? Часть 1




 

Какой период считать днем рождения красноярского трамвая? Осень 1935 года? Тогда по инициативе директора Красмашстроя Александра Петровича Субботина от Затона до заводоуправления Красмаша стал ходить поезд, прозванный красноярцами «Матаней» (или «Таней-мотаней»)? Поезд представлял собой несколько вагонов, перемещаемых паровозом. Матаня шла медленно по маршруту, не останавливаясь – люди запрыгивали в нее на ходу. Организация таких перевозок была призвана решить острую для Красмашстроя проблему – привозить вовремя людей на работу.
 

Сообщение с городом было крайне плохим. Специальный поезд, следующий рейсами из Красноярска на правый берег и обратно, постоянно опаздывал, поэтому многим приходилось от Затона до промплощадки добираться три километра пешком. В результате работа начиналась не в семь часов утра, как планировалось, а почти в десять, и только по этой причине потери рабочего времени составляли ежемесячно до 10 – 20 %. Благодаря усилиям нового директора доставка рабочих с Затона и 2-го участка на строительные объекты стала осуществляться ритмично рабочим поездом. Этот поезд прозвали «Матаней» и даже пели о нем частушки». Это цитата из фундаментального издания об истории Красмаша, изданного к его 70-летию: «Щит и меч Родины» (Красноярск, 2002) (С. 15).

Из книги «Наш рабочий район» (Красноярск, 2002) (очерк Анатолия Ильина «Первый директор») можно узнать, что уже А. П. Субботин «где-то достал» четыре трамвайных вагона: «С легкой руки директора в Красноярске чуть не побежал первый трамвай. Осенью 1935 года он где-то достал 4 трамвайный вагона и начал земляные работы по линии заводоуправление – Затон. Но Субботину не удалось раздобыть рельсы. Тем временем некоторые труженики уже вздыхали о зря потраченных деньгах, считая трамвай барской замашкой. Они свыклись с ежедневными поездками в товарных вагонах «Тани-мотани». Труба паровоза серии «Т» выбрасывала жирную сажу, оседавшую на лицах и одежде пассажиров. При этом люди только посмеивались: «Таня плюется». После смены усталые рабочие садились прямо на пол, усеянный остатками извести, цемента и угля. Женщины с трудом забирались в вагоны без подножек» (С. 68).

Александр Петрович Субботин (фото с сайта «Меморриал»)

Это в 1935-м то году трамвай – барская замашка? Учитывая сложную судьбу России в первой половине 20-го века, возможны такие рассуждения. Но. О трамвае подумывал уже Павел Степанович Смирнов, красноярский городской голова в 1910–1914 годах.

Интересно, куда же делись те четыре вагона, которые удалось раздобыть первому директору Красмаша? Что это были за вагоны – какой модели, каким заводом изготовлены? Были ли они позднее использованы для трамвайного сообщения в Красноярске? Очевидно, устарели к концу 50-х, когда в городе началось трамвайное движение в современном его понимании (?). Но не только возникают вопросы – также не оставляют сомнения, вызванные и противоречивой информацией. В ряде источников (например, здесь приводится другая информация, где утверждается, что товарные вагоны были заменены этими четырьмя трамвайными вагонами, которые впоследствии курсировали по маршруту Мотани.

А может, началом трамвайного движения в городе считать 1 июня 1956 года, когда в Красноярске началось строительство современных трамвайных линий? Правда, совсем ли современных...

Прокладка трамвайных путей на проспекте Красноярский рабочий. 1957 г. Район остановки «Кинотеатр «Спутник»» (сегодня «Аэрокосмический университет»). Слева дома № 50, 48, 46.

Василий Федорович Никитин, специалист треста «Сибтрансспецстрой», работавший в 50-е годы старшим прорабом на прокладке трамвайных путей от КрасТЭЦ до Предмостной площади (тогда – до поселка 1-го Августа) (и ушедший на пенсию в 1081-м в должности старшего инженера треста), вспоминает, что «трамвайные пути приходилось строить по существующему железнодорожному пути от ТЭЦ до станции Злобино, по которому доставлялся уголь на электростанцию (Красмаша - k) ВЭС, а также железнодорожным составом по кличке «мотаня» доставлялись люди на «Красмаш» и другие заводы. Трамвайные пути строили из разных старогородних рельс, концы их приходилось наваривать. Стрелочные переводы конструировали и делали в своих же мастерских…

Несмотря на все трудности, трамвайные пути от КрасТЭЦ до Предмостной площади были построены и сданы в эксплуатацию в первых числах мая 1958 года». (Годы свершений и надежд. 1942 – 1997 : Книга о делах и людях Ленинского района: Юбилейный выпуск / сост. Л. П. Бердников, В. В. Чагин, И. Н. Шаленков. – Красноярск : Платина, 1997. – С.250-251 .).

 
Фото из книги: Красноярский край: ХХ век : исторический фотоальбом. – Красноярск : Буква, 2001. – 191 с. (С. 173).
С серьезными сомнениями предполагаю, что это кольцо на левобережной предмостной площади – перед Театром оперы и балета. Здесь трамваи стали ходить после открытия коммунального моста, в 1961 году. В этом случае в правом верхнем углу снимка видна перспектива улицы Урицкого, по ней идут прохожие. Заинтересовала на этом снимке форма стоящего на переднем плане человека – то ли случайный прохожий в военной форме, то ли (в соответствии с позой) руководящий укладкой начальник (инспектор). Для специалистов треста «Сибтрансспецстрой» полагалась такая форма? Или это представитель органов, а на укладке трудятся заключенные?..


Официальная дата открытия трамвайного движения в Красноярске – 29 апреля 1958 года. (Информация с сайта Горэлектротранса. Именно в этот день на линию вышел первый красноярский трамвай. (По другим источникам (Красноярский край: ХХ век : исторический фотоальбом. – Красноярск : Буква, 2001. – С. 173.) начало было 1 мая. Очевидно, здесь за пуск трамвайного движения посчитали открытие постоянного движения, которое действительно состоялось 1 мая. В книге же «Годы свершений и надежд. 1942 – 1997» выход на линию первого трамвая датирован 30 апреля.)

Первый трамвай проследовал по проспекту Красноярский рабочий от Предмостной площади до КрасТЭЦ, преодолев 9,5 км пути. Вела первый трамвай молодая вагоновожатая Галина Беляева (Там же).

1 мая 1958 года газета «Красноярский рабочий» опубликовала праздничный репортаж о событии 29 апреля. (По данным этого источника головной поезд первого рейса вел совсем другой вагоновожатый. Возможно, Галина Беляева вела первый трамвай 1 мая, когда начались регулярные перевозки (?).) Перепишем его с раздела «История» сайта «Горэлектротрнса»:
«Там, где деповские пути выходят на основную трамвайную магистраль, собрались сотни трудящихся правобережных районов Красноярска.
Здесь состоялся митинг, посвященный открытию первой очереди трамвая.
С чувством большой радости собравшиеся встретили сообщение председателя государственной комиссии Н.Н. Каминского о том, что для пуска трамвая в эксплуатацию все готово: - комиссия решила, - говорит в заключении Н.Н. Каминский, – открыть постоянное движение трамвайных поездов 1 мая 1958 года в 6 часов утра.
Тепло и сердечно звучат слова приветствия в адрес строителей. Митинг окончен. Поездные бригады занимают свои места. В воздух взрывается заливистая трель трамвайного звонка.
Места пассажиров занимают участники митинга. Головной поезд в пробном рейсе ведет начальник эксплуатации трамвайно-троллейбусного управления В.Я. Говберг.
На всем протяжении трамвайного пути, от поселка Первого августа до Красноярской ТЭЦ, люди радостно встречают первый поезд…"

Встреча первых трамваев на КрасТЭЦ. На снимке за шеренгой трамваев просматривается ДК КрасТЭЦ. Источник фотографии: Годы свершений и надежд. 1942 – 1997 : Книга о делах и людях Ленинского района: юбилейный выпуск. – Красноярск : Платина, 1997. – С.250.

Вспоминает Василий Федорович Никитин об одной из поездок первой декады того мая: «…8 мая бригадир железнодорожников Евгений Новиков, главный инженер УНР Иван Ганус и я вместе с председателем Ленинского райисполкома Иваном Евдокимовичем Лобановым, главным инженером трамвайного парка и другими представителями городской власти и предприятий проехали по всему правобережью на первом в Красноярске трамвае. На всем десятикилометровом пути трамвай приветствовали флагами, а на Предмостной площади состоялся митинг, строителям были вручены грамоты горсовета, подарки…» (Годы свершений и надежд. 1942 – 1997. – Красноярск : Платина, 1997. – С.251 .) (Возможно, здесь все же ошибка в дате, и описываемое происходило 29 апреля?)

Итак, 1 мая 1958 года в Красноярске открылось регулярное движение по первому трамвайному маршруту. В этот же день в городе было организовано Трамвайное управление.

Трамвайные маршруты открывались последовательно. Первым был, как уже было сказано, соединяющий поселок Первого августа (ныне Предмостная площадь) и КрасТЭЦ.

В 1961 г. после открытия коммунального моста начал действовать маршрут, соединяющий правый и левый берег Енисея.

 
Снимок отсюда. (На этой странице Юрия Маллера много фотографий современных и относительно современных трамваев.)
Очень похоже, что этот трамвай первый не в Красноярске, а на маршруте, проходившем по коммунальному мосту, а возможно, и один из первых. (Позади видны горы правобережья, да и дата свидетельствуют об этом.)


При подготовке этого поста меня ждало приятное совпадение. Сегодня мне довелось посмотреть новый великолепный документальный фильм красноярской киностудии «Архипелаг» (режиссер Элина Астраханцева) о выдающемся художнике Андрее Поздееве «Когда грунтуют холсты». И каково же было мое удивление, когда среди фрагментов кинохроники, присутствующих в общей канве киноповествования, я увидела проход первого трамвая по коммунальному мосту! Не иначе.

В 1963 г. введена в эксплуатацию трамвайная линия «Предмостная площадь правобережья – ХМЗ» (Красноярский край: ХХ век : исторический фотоальбом. – Красноярск : Буква, 2001. – С. 173.)

Участок «Предмостная площадь – ХМЗ». Современный снимок

К концу 60-х – началу 70-х правобережье Красноярска было покрыто сетью трамвайных путей.

Какие же модели трамваев были первыми в Красноярске?
Какие модели вагонов поступили в город в 1935-м году благодаря стараниям Александра Петровича Субботина, пока для меня загадка, а вот о 1958-м годе это доподлинно известно. 27 апреля газета «Красноярский рабочий» сообщила, что трамвайный парк Красноярска состоит из «9 четырехосных Рижских вагонов и 9 поездов Усть-Катавского завода». На всех фотографиях, размещенных в этой публикации, как раз вагоны МТВ-82.

Фото этого красавца (Горький, 1960-е гг.) взято с весьма содержательной статьи Википедии о данной модели трамваев.

Согласитесь, по сравнению с большинством красноярских трамваев (красненьких таких) этот выглядит весьма солидно: больше стилем и серьезным настроем напоминает поезд? Кроме того, эти трамваи были значительной длины. На следующем снимке это отчетливее просматривается.


 

Тот же источник

«Скорость первых трамваев была невелика, отчего с подножек вагонов по ходу движения нередко спрыгивали самые нетерпеливые пассажиры. Деревянные двери закрывались вручную, а зимой в вагонах стоял жуткий холод» (Там же). Очевидно, по причине невысокой скорости на улицах Красноярска наблюдались и такие хулиганские явления:


Источник фотографии: Годы свершений и надежд. 1942 – 1997 : Книга о делах и людях Ленинского района: юбилейный выпуск. – Красноярск : Платина, 1997. – С. 21.

В понравившейся мне статье из Википедии присутствует неожиданный раздел «МТВ в искусстве». Приведу одно стихотворение из него.

Потом – родные МТВ-шки,

Из реек деревянный пол,

Роскошный никель. Гул подвески,

Штурвальный тормозной прибор.

Его все называли «старым»,

Но сколь брутален был вагон!

За буксы скрытые колпары,

Пневморешётки мощный стон,

И двери, бьющие по пальцам –

Поторопись, не прозевай!..

…Но сколько вдоль путей не пялься,

Нет МТВ. Ушёл трамвай.

Не нанесёт по локтю рану

Окна увесистая рама.

Вот-вот, я же говорю «брутальный»!

Дли-и-инный салон. Нижегородский музейный трамвай МТВ-82, пассажирский салон, вид в корму вагона. Автор фото: Сергей Филатов, 2006


А еще МТВ-82 снялся в фильмах
«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1983), «Ирония судьбы, или С легким паром» и не только в этих.

МТВ-82 прославился еще и тем, что был изображен на почтовой марке серии «Советский транспорт» номиналом 25 копеек (художник В. Завьялов).


 

Оттуда же

Серийное производство МТВ-82 началось в 1947 году на заводе № 82 в подмосковном Тушино. Изначально было выпущено 35 «широколобых» вагонов, а с 1948 года завод полностью перешёл на выпуск модификации МТВ-82А. В следующем, 1949 году завод № 82 вернулся к производству продукции оборонного назначения, а производство трамваев было передано на Рижский вагоностроительный завод) (РВЗ). Всего завод № 82 выпустил 453 вагона МТВ-82 обеих модификаций. Почему обеих? Дело в том, что:

«Во время Великой Отечественной войны Научный автомобильно-моторный институт приступил к разработке максимально унифицированных по конструкции автобусов и троллейбусов. Выпуск таких троллейбусов, получивших обозначение МТБ-82М, начался в 1946 году на Тушинском заводе № 82. После досрочного перевыполнения плана по производству троллейбусов на 1946 год на складах завода осталось довольно много кузовных заготовок. Однако завод не имел агрегатов ходовой части. В этой ситуации главный инженер Мострамвайсовета Антон Иванович Литвиненко предложил использовать кузовные заготовки для производства трамваев.
Благодаря этой идее и появились первые трамваи МТВ-82. По сравнению с троллейбусами МТБ-82, кузов МТВ-82 был удлинён на две стандартные оконные секции, благодаря чему пассажировместимость трамвая увеличилась до 120 мест (из них 55 сидячих). На новых трамваях использовались тележки 2ДСА, которые выпускались на Сокольническом вагоноремонтном заводе (СВАРЗ) для модернизации старых трамваев КМ.
Пробная эксплуатация МТВ-82 началась зимой 1947 года. Первые МТВ-82 поступили в московское депо им. Баумана. Однако у МТВ-82 первой, опытной партии был один существенный недостаток – их троллейбусный корпус не имел характерных скошенных углов, в связи с чем трамвай не вписывался в габарит и мог использоваться далеко не на всех маршрутах. Из-за этой особенности МТВ-82 первой серии получили у трамвайщиков прозвище «широколобый».
Поэтому в 1947 году Тушинский завод разработал и в 1948 году стал выпускать новую «зауженную» модификацию трамвая, впоследствии ставшую основной. Этот вариант трамвайного вагона без проблем вписывался в габарит. «Зауженный» МТВ-82 также был длиннее «широколобого» на одну оконную секцию, за счёт чего пассажировместимость увеличилась до 140 человек (однако сидячих мест стало меньше, а именно сорок)» (Все из той же Википедии).

В Риге эти трамваи выпускались до середины 1961 года практически без каких-либо конструктивных изменений. С 1961 года на сборочных линиях РВЗ МТВ-82 был замещён новой моделью трамвайного вагона РВЗ-6 – одним из самых успешных и долгоживущих советских трамваев. Всего РВЗ построил 1707 МТВ-82, и общий объём производства трамваев этой марки составил 2160 единиц подвижного состава.

Вероятнее всего, трамваи МТВ-82, приобретенные для Красноярска, выпускались как раз в Риге.

Трамваи же Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова и сейчас ходят по Красноярску. Завод, изготовляющий их – старейшее предприятие России, основан (страшно подумать!) в 1758 году, градообразующее предприятие оборонного значения, вагоностроительный завод в городе Усть-Катаве Челябинской области. Предприятие имеет вековой опыт создания подвижного состава. Первые трамвайные вагоны вышли из цехов завода в 1901 году. Более полувека вагоностроительный завод является основным поставщиком трамвайных вагонов на рынок России и стран СНГ.

В 1947 – 1961 годах предприятие выпускало модель КТМ/КТП-1. Очевидно, в Красноярске среди первых трамваев была именно эта модель.


Трамвай КТМ-1/КТП-1 в Бийске (1960 год). Отсюда

КТМ-1 – советский двухосный трамвай с цельнометаллическим кузовом, КТП-1 – прицепной двухосный трамвайный вагон, предназначенный для совместной эксплуатации с КТМ-1. КТМ-1 были первыми советскими вагонами, которые изначально были односторонними, и предназначенными для работы на нетупиковых линиях. Также это были первые советские вагоны с широкими четырёхстворчатыми распашными дверьми и большими накопительными площадками. Двери были с пневмоприводом.

«После списания рижских вагонов РВЗ в Красноярске эксплуатировались только КТМ-5», – сообщается в статье «Красноярский трамвай» Википедии. Вряд ли стоит этому верить, так же как и тому, что в 1958-м году были запущены только рижские вагоны. На открытке 1972-го года по Красноярскому рабочему идет не МТВ-82, не КТМ-1/КТП-1, а скорее всего КТМ/КТП-2:


Сравните – на следующих двух снимках КТМ/КТП-2 в Харькове.



 

В 1958 году на том же Усть-Катавском заводе был построен первый опытный вагон, а с 1960 года началось серийное производство, которое продолжалось до 1969 года.

В последнее десятилетие Красноярском были закуплены вагоны КТМ-8; ЛВС-97; КТМ-19К. В настоящий момент изношенность подвижного состава (в основном КТМ-5) составляет более 90 %. В 2007 г. было закуплено ещё три вагона КТМ-19КТ (71-619КТ) (2007-го года выпуска). Недавно приобрели новый вагон ЛМ-2008 (2009-го года выпуска). На сайте «Трамвайные вагоны» можно посмотреть, какие трамваи ходили по городу с 1985 г. по настоящее время.

Следующие два снимка работы Юрия Маллера

ЛВС-97 в Красноярске (пр. им. газеты «Красноярский рабочий»)
 

 

КТМ-5 (слева) и КТМ-19 в Красноярске


 
А что же это за модель? (Трамвай «обнаружен» в Красноярске на Красрабе.) 
Tags: Красноярск, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →