?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




 

Какой период считать днем рождения красноярского трамвая? Осень 1935 года? Тогда по инициативе директора Красмашстроя Александра Петровича Субботина от Затона до заводоуправления Красмаша стал ходить поезд, прозванный красноярцами «Матаней» (или «Таней-мотаней»)? Поезд представлял собой несколько вагонов, перемещаемых паровозом. Матаня шла медленно по маршруту, не останавливаясь – люди запрыгивали в нее на ходу. Организация таких перевозок была призвана решить острую для Красмашстроя проблему – привозить вовремя людей на работу.
 

Сообщение с городом было крайне плохим. Специальный поезд, следующий рейсами из Красноярска на правый берег и обратно, постоянно опаздывал, поэтому многим приходилось от Затона до промплощадки добираться три километра пешком. В результате работа начиналась не в семь часов утра, как планировалось, а почти в десять, и только по этой причине потери рабочего времени составляли ежемесячно до 10 – 20 %. Благодаря усилиям нового директора доставка рабочих с Затона и 2-го участка на строительные объекты стала осуществляться ритмично рабочим поездом. Этот поезд прозвали «Матаней» и даже пели о нем частушки». Это цитата из фундаментального издания об истории Красмаша, изданного к его 70-летию: «Щит и меч Родины» (Красноярск, 2002) (С. 15).

Из книги «Наш рабочий район» (Красноярск, 2002) (очерк Анатолия Ильина «Первый директор») можно узнать, что уже А. П. Субботин «где-то достал» четыре трамвайных вагона: «С легкой руки директора в Красноярске чуть не побежал первый трамвай. Осенью 1935 года он где-то достал 4 трамвайный вагона и начал земляные работы по линии заводоуправление – Затон. Но Субботину не удалось раздобыть рельсы. Тем временем некоторые труженики уже вздыхали о зря потраченных деньгах, считая трамвай барской замашкой. Они свыклись с ежедневными поездками в товарных вагонах «Тани-мотани». Труба паровоза серии «Т» выбрасывала жирную сажу, оседавшую на лицах и одежде пассажиров. При этом люди только посмеивались: «Таня плюется». После смены усталые рабочие садились прямо на пол, усеянный остатками извести, цемента и угля. Женщины с трудом забирались в вагоны без подножек» (С. 68).

Александр Петрович Субботин (фото с сайта «Меморриал»)

Это в 1935-м то году трамвай – барская замашка? Учитывая сложную судьбу России в первой половине 20-го века, возможны такие рассуждения. Но. О трамвае подумывал уже Павел Степанович Смирнов, красноярский городской голова в 1910–1914 годах.

Интересно, куда же делись те четыре вагона, которые удалось раздобыть первому директору Красмаша? Что это были за вагоны – какой модели, каким заводом изготовлены? Были ли они позднее использованы для трамвайного сообщения в Красноярске? Очевидно, устарели к концу 50-х, когда в городе началось трамвайное движение в современном его понимании (?). Но не только возникают вопросы – также не оставляют сомнения, вызванные и противоречивой информацией. В ряде источников (например, здесь приводится другая информация, где утверждается, что товарные вагоны были заменены этими четырьмя трамвайными вагонами, которые впоследствии курсировали по маршруту Мотани.

А может, началом трамвайного движения в городе считать 1 июня 1956 года, когда в Красноярске началось строительство современных трамвайных линий? Правда, совсем ли современных...

Прокладка трамвайных путей на проспекте Красноярский рабочий. 1957 г. Район остановки «Кинотеатр «Спутник»» (сегодня «Аэрокосмический университет»). Слева дома № 50, 48, 46.

Василий Федорович Никитин, специалист треста «Сибтрансспецстрой», работавший в 50-е годы старшим прорабом на прокладке трамвайных путей от КрасТЭЦ до Предмостной площади (тогда – до поселка 1-го Августа) (и ушедший на пенсию в 1081-м в должности старшего инженера треста), вспоминает, что «трамвайные пути приходилось строить по существующему железнодорожному пути от ТЭЦ до станции Злобино, по которому доставлялся уголь на электростанцию (Красмаша - k) ВЭС, а также железнодорожным составом по кличке «мотаня» доставлялись люди на «Красмаш» и другие заводы. Трамвайные пути строили из разных старогородних рельс, концы их приходилось наваривать. Стрелочные переводы конструировали и делали в своих же мастерских…

Несмотря на все трудности, трамвайные пути от КрасТЭЦ до Предмостной площади были построены и сданы в эксплуатацию в первых числах мая 1958 года». (Годы свершений и надежд. 1942 – 1997 : Книга о делах и людях Ленинского района: Юбилейный выпуск / сост. Л. П. Бердников, В. В. Чагин, И. Н. Шаленков. – Красноярск : Платина, 1997. – С.250-251 .).

 
Фото из книги: Красноярский край: ХХ век : исторический фотоальбом. – Красноярск : Буква, 2001. – 191 с. (С. 173).
С серьезными сомнениями предполагаю, что это кольцо на левобережной предмостной площади – перед Театром оперы и балета. Здесь трамваи стали ходить после открытия коммунального моста, в 1961 году. В этом случае в правом верхнем углу снимка видна перспектива улицы Урицкого, по ней идут прохожие. Заинтересовала на этом снимке форма стоящего на переднем плане человека – то ли случайный прохожий в военной форме, то ли (в соответствии с позой) руководящий укладкой начальник (инспектор). Для специалистов треста «Сибтрансспецстрой» полагалась такая форма? Или это представитель органов, а на укладке трудятся заключенные?..


Официальная дата открытия трамвайного движения в Красноярске – 29 апреля 1958 года. (Информация с сайта Горэлектротранса. Именно в этот день на линию вышел первый красноярский трамвай. (По другим источникам (Красноярский край: ХХ век : исторический фотоальбом. – Красноярск : Буква, 2001. – С. 173.) начало было 1 мая. Очевидно, здесь за пуск трамвайного движения посчитали открытие постоянного движения, которое действительно состоялось 1 мая. В книге же «Годы свершений и надежд. 1942 – 1997» выход на линию первого трамвая датирован 30 апреля.)

Первый трамвай проследовал по проспекту Красноярский рабочий от Предмостной площади до КрасТЭЦ, преодолев 9,5 км пути. Вела первый трамвай молодая вагоновожатая Галина Беляева (Там же).

1 мая 1958 года газета «Красноярский рабочий» опубликовала праздничный репортаж о событии 29 апреля. (По данным этого источника головной поезд первого рейса вел совсем другой вагоновожатый. Возможно, Галина Беляева вела первый трамвай 1 мая, когда начались регулярные перевозки (?).) Перепишем его с раздела «История» сайта «Горэлектротрнса»:
«Там, где деповские пути выходят на основную трамвайную магистраль, собрались сотни трудящихся правобережных районов Красноярска.
Здесь состоялся митинг, посвященный открытию первой очереди трамвая.
С чувством большой радости собравшиеся встретили сообщение председателя государственной комиссии Н.Н. Каминского о том, что для пуска трамвая в эксплуатацию все готово: - комиссия решила, - говорит в заключении Н.Н. Каминский, – открыть постоянное движение трамвайных поездов 1 мая 1958 года в 6 часов утра.
Тепло и сердечно звучат слова приветствия в адрес строителей. Митинг окончен. Поездные бригады занимают свои места. В воздух взрывается заливистая трель трамвайного звонка.
Места пассажиров занимают участники митинга. Головной поезд в пробном рейсе ведет начальник эксплуатации трамвайно-троллейбусного управления В.Я. Говберг.
На всем протяжении трамвайного пути, от поселка Первого августа до Красноярской ТЭЦ, люди радостно встречают первый поезд…"

Встреча первых трамваев на КрасТЭЦ. На снимке за шеренгой трамваев просматривается ДК КрасТЭЦ. Источник фотографии: Годы свершений и надежд. 1942 – 1997 : Книга о делах и людях Ленинского района: юбилейный выпуск. – Красноярск : Платина, 1997. – С.250.

Вспоминает Василий Федорович Никитин об одной из поездок первой декады того мая: «…8 мая бригадир железнодорожников Евгений Новиков, главный инженер УНР Иван Ганус и я вместе с председателем Ленинского райисполкома Иваном Евдокимовичем Лобановым, главным инженером трамвайного парка и другими представителями городской власти и предприятий проехали по всему правобережью на первом в Красноярске трамвае. На всем десятикилометровом пути трамвай приветствовали флагами, а на Предмостной площади состоялся митинг, строителям были вручены грамоты горсовета, подарки…» (Годы свершений и надежд. 1942 – 1997. – Красноярск : Платина, 1997. – С.251 .) (Возможно, здесь все же ошибка в дате, и описываемое происходило 29 апреля?)

Итак, 1 мая 1958 года в Красноярске открылось регулярное движение по первому трамвайному маршруту. В этот же день в городе было организовано Трамвайное управление.

Трамвайные маршруты открывались последовательно. Первым был, как уже было сказано, соединяющий поселок Первого августа (ныне Предмостная площадь) и КрасТЭЦ.

В 1961 г. после открытия коммунального моста начал действовать маршрут, соединяющий правый и левый берег Енисея.

 
Снимок отсюда. (На этой странице Юрия Маллера много фотографий современных и относительно современных трамваев.)
Очень похоже, что этот трамвай первый не в Красноярске, а на маршруте, проходившем по коммунальному мосту, а возможно, и один из первых. (Позади видны горы правобережья, да и дата свидетельствуют об этом.)


При подготовке этого поста меня ждало приятное совпадение. Сегодня мне довелось посмотреть новый великолепный документальный фильм красноярской киностудии «Архипелаг» (режиссер Элина Астраханцева) о выдающемся художнике Андрее Поздееве «Когда грунтуют холсты». И каково же было мое удивление, когда среди фрагментов кинохроники, присутствующих в общей канве киноповествования, я увидела проход первого трамвая по коммунальному мосту! Не иначе.

В 1963 г. введена в эксплуатацию трамвайная линия «Предмостная площадь правобережья – ХМЗ» (Красноярский край: ХХ век : исторический фотоальбом. – Красноярск : Буква, 2001. – С. 173.)

Участок «Предмостная площадь – ХМЗ». Современный снимок

К концу 60-х – началу 70-х правобережье Красноярска было покрыто сетью трамвайных путей.

Какие же модели трамваев были первыми в Красноярске?
Какие модели вагонов поступили в город в 1935-м году благодаря стараниям Александра Петровича Субботина, пока для меня загадка, а вот о 1958-м годе это доподлинно известно. 27 апреля газета «Красноярский рабочий» сообщила, что трамвайный парк Красноярска состоит из «9 четырехосных Рижских вагонов и 9 поездов Усть-Катавского завода». На всех фотографиях, размещенных в этой публикации, как раз вагоны МТВ-82.

Фото этого красавца (Горький, 1960-е гг.) взято с весьма содержательной статьи Википедии о данной модели трамваев.

Согласитесь, по сравнению с большинством красноярских трамваев (красненьких таких) этот выглядит весьма солидно: больше стилем и серьезным настроем напоминает поезд? Кроме того, эти трамваи были значительной длины. На следующем снимке это отчетливее просматривается.


 

Тот же источник

«Скорость первых трамваев была невелика, отчего с подножек вагонов по ходу движения нередко спрыгивали самые нетерпеливые пассажиры. Деревянные двери закрывались вручную, а зимой в вагонах стоял жуткий холод» (Там же). Очевидно, по причине невысокой скорости на улицах Красноярска наблюдались и такие хулиганские явления:


Источник фотографии: Годы свершений и надежд. 1942 – 1997 : Книга о делах и людях Ленинского района: юбилейный выпуск. – Красноярск : Платина, 1997. – С. 21.

В понравившейся мне статье из Википедии присутствует неожиданный раздел «МТВ в искусстве». Приведу одно стихотворение из него.

Потом – родные МТВ-шки,

Из реек деревянный пол,

Роскошный никель. Гул подвески,

Штурвальный тормозной прибор.

Его все называли «старым»,

Но сколь брутален был вагон!

За буксы скрытые колпары,

Пневморешётки мощный стон,

И двери, бьющие по пальцам –

Поторопись, не прозевай!..

…Но сколько вдоль путей не пялься,

Нет МТВ. Ушёл трамвай.

Не нанесёт по локтю рану

Окна увесистая рама.

Вот-вот, я же говорю «брутальный»!

Дли-и-инный салон. Нижегородский музейный трамвай МТВ-82, пассажирский салон, вид в корму вагона. Автор фото: Сергей Филатов, 2006


А еще МТВ-82 снялся в фильмах
«Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1983), «Ирония судьбы, или С легким паром» и не только в этих.

МТВ-82 прославился еще и тем, что был изображен на почтовой марке серии «Советский транспорт» номиналом 25 копеек (художник В. Завьялов).


 

Оттуда же

Серийное производство МТВ-82 началось в 1947 году на заводе № 82 в подмосковном Тушино. Изначально было выпущено 35 «широколобых» вагонов, а с 1948 года завод полностью перешёл на выпуск модификации МТВ-82А. В следующем, 1949 году завод № 82 вернулся к производству продукции оборонного назначения, а производство трамваев было передано на Рижский вагоностроительный завод) (РВЗ). Всего завод № 82 выпустил 453 вагона МТВ-82 обеих модификаций. Почему обеих? Дело в том, что:

«Во время Великой Отечественной войны Научный автомобильно-моторный институт приступил к разработке максимально унифицированных по конструкции автобусов и троллейбусов. Выпуск таких троллейбусов, получивших обозначение МТБ-82М, начался в 1946 году на Тушинском заводе № 82. После досрочного перевыполнения плана по производству троллейбусов на 1946 год на складах завода осталось довольно много кузовных заготовок. Однако завод не имел агрегатов ходовой части. В этой ситуации главный инженер Мострамвайсовета Антон Иванович Литвиненко предложил использовать кузовные заготовки для производства трамваев.
Благодаря этой идее и появились первые трамваи МТВ-82. По сравнению с троллейбусами МТБ-82, кузов МТВ-82 был удлинён на две стандартные оконные секции, благодаря чему пассажировместимость трамвая увеличилась до 120 мест (из них 55 сидячих). На новых трамваях использовались тележки 2ДСА, которые выпускались на Сокольническом вагоноремонтном заводе (СВАРЗ) для модернизации старых трамваев КМ.
Пробная эксплуатация МТВ-82 началась зимой 1947 года. Первые МТВ-82 поступили в московское депо им. Баумана. Однако у МТВ-82 первой, опытной партии был один существенный недостаток – их троллейбусный корпус не имел характерных скошенных углов, в связи с чем трамвай не вписывался в габарит и мог использоваться далеко не на всех маршрутах. Из-за этой особенности МТВ-82 первой серии получили у трамвайщиков прозвище «широколобый».
Поэтому в 1947 году Тушинский завод разработал и в 1948 году стал выпускать новую «зауженную» модификацию трамвая, впоследствии ставшую основной. Этот вариант трамвайного вагона без проблем вписывался в габарит. «Зауженный» МТВ-82 также был длиннее «широколобого» на одну оконную секцию, за счёт чего пассажировместимость увеличилась до 140 человек (однако сидячих мест стало меньше, а именно сорок)» (Все из той же Википедии).

В Риге эти трамваи выпускались до середины 1961 года практически без каких-либо конструктивных изменений. С 1961 года на сборочных линиях РВЗ МТВ-82 был замещён новой моделью трамвайного вагона РВЗ-6 – одним из самых успешных и долгоживущих советских трамваев. Всего РВЗ построил 1707 МТВ-82, и общий объём производства трамваев этой марки составил 2160 единиц подвижного состава.

Вероятнее всего, трамваи МТВ-82, приобретенные для Красноярска, выпускались как раз в Риге.

Трамваи же Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова и сейчас ходят по Красноярску. Завод, изготовляющий их – старейшее предприятие России, основан (страшно подумать!) в 1758 году, градообразующее предприятие оборонного значения, вагоностроительный завод в городе Усть-Катаве Челябинской области. Предприятие имеет вековой опыт создания подвижного состава. Первые трамвайные вагоны вышли из цехов завода в 1901 году. Более полувека вагоностроительный завод является основным поставщиком трамвайных вагонов на рынок России и стран СНГ.

В 1947 – 1961 годах предприятие выпускало модель КТМ/КТП-1. Очевидно, в Красноярске среди первых трамваев была именно эта модель.


Трамвай КТМ-1/КТП-1 в Бийске (1960 год). Отсюда

КТМ-1 – советский двухосный трамвай с цельнометаллическим кузовом, КТП-1 – прицепной двухосный трамвайный вагон, предназначенный для совместной эксплуатации с КТМ-1. КТМ-1 были первыми советскими вагонами, которые изначально были односторонними, и предназначенными для работы на нетупиковых линиях. Также это были первые советские вагоны с широкими четырёхстворчатыми распашными дверьми и большими накопительными площадками. Двери были с пневмоприводом.

«После списания рижских вагонов РВЗ в Красноярске эксплуатировались только КТМ-5», – сообщается в статье «Красноярский трамвай» Википедии. Вряд ли стоит этому верить, так же как и тому, что в 1958-м году были запущены только рижские вагоны. На открытке 1972-го года по Красноярскому рабочему идет не МТВ-82, не КТМ-1/КТП-1, а скорее всего КТМ/КТП-2:


Сравните – на следующих двух снимках КТМ/КТП-2 в Харькове.



 

В 1958 году на том же Усть-Катавском заводе был построен первый опытный вагон, а с 1960 года началось серийное производство, которое продолжалось до 1969 года.

В последнее десятилетие Красноярском были закуплены вагоны КТМ-8; ЛВС-97; КТМ-19К. В настоящий момент изношенность подвижного состава (в основном КТМ-5) составляет более 90 %. В 2007 г. было закуплено ещё три вагона КТМ-19КТ (71-619КТ) (2007-го года выпуска). Недавно приобрели новый вагон ЛМ-2008 (2009-го года выпуска). На сайте «Трамвайные вагоны» можно посмотреть, какие трамваи ходили по городу с 1985 г. по настоящее время.

Следующие два снимка работы Юрия Маллера

ЛВС-97 в Красноярске (пр. им. газеты «Красноярский рабочий»)
 

 

КТМ-5 (слева) и КТМ-19 в Красноярске


 
А что же это за модель? (Трамвай «обнаружен» в Красноярске на Красрабе.) 

Comments

( 69 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
vkouznetsov
12 дек, 2010 09:49 (UTC)
до поселка 1-го Августа
======
а что было 1 августа?
krasnojarochka
12 дек, 2010 17:25 (UTC)
Пока не могу сказать. Узнала об этом поселке, точнее о его названии, около полугода назад, но до сих пор не ответила себе на вопрос, с чем связано название.
vkouznetsov
12 дек, 2010 09:51 (UTC)
Заинтересовала на этом снимке форма стоящего на переднем плане человека
----
похоже просто на прохожего милиционера.
krasnojarochka
12 дек, 2010 17:21 (UTC)
Похоже. (А у Вас очень милый наряд :).)
(без темы) - vkouznetsov - 13 дек, 2010 13:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 13 дек, 2010 13:18 (UTC) - Развернуть
vkouznetsov
12 дек, 2010 09:52 (UTC)
пассажирский салон, вид в корму вагона.
===
я думал, что сиденья деревянные были
krasnojarochka
12 дек, 2010 12:35 (UTC)
Думаю, в конце 50-х сиденья деревянными уже не были. Уже в начале 30-х годов трамвайные вагоны были весьма и весьма класса "люкс". Это конечно не означает, что в 30-х не было с деревянными сиденьями, наверное, были. Ведь в электричнках до сих пор встречаются :).

(без темы) - krasnojarochka - 12 дек, 2010 12:48 (UTC) - Развернуть
kraevushka
12 дек, 2010 15:53 (UTC)
Если справа улица Урицкого в перспективе, то куда же ведет левое ответвление? Там же спуск к Енисею должен быть.
Может это не Урицкого, а Вейнбаума?
kraevushka
12 дек, 2010 16:05 (UTC)
ты снимок из космоса 1967 года смотрела?
(без темы) - kraevushka - 12 дек, 2010 16:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 12 дек, 2010 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loengrin16 - 4 янв, 2011 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loengrin16 - 4 янв, 2011 10:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 4 янв, 2011 10:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 4 янв, 2011 10:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loengrin16 - 4 янв, 2011 15:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 4 янв, 2011 16:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - loengrin16 - 5 янв, 2011 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 12 дек, 2010 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 16 дек, 2010 04:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kraevushka - 16 дек, 2010 04:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 16 дек, 2010 04:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 16 дек, 2010 05:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kraevushka - 16 дек, 2010 05:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 16 дек, 2010 07:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - series114_85 - 11 янв, 2011 21:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 13 янв, 2011 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - series114_85 - 13 янв, 2011 18:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 16 дек, 2010 04:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 12 дек, 2010 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 12 дек, 2010 17:08 (UTC) - Развернуть
d_a_y_x
12 дек, 2010 20:32 (UTC)
о, открыл для себя смысл зауженных кабин и хвостов :)

а последний трамвай - да наверное КТМ-5 с самопальными фарами, какие нашлись
krasget
24 дек, 2010 12:14 (UTC)
Строящееся кольцо - действительно левобережная конечная "ул. Перенсона", вот только вдали виднеется ул. Вейнбаума, при строительстве театра Оперы и Балета кольцо было перенесено.
Последний трамвай - 71-605, ему проведен летом 2009 года КВР в нашем трамвайном депо
krasnojarochka
24 дек, 2010 13:18 (UTC)
Очень ждала от вас комментария :). Значит, мы правильно поняли, что первоначально кольцо окружало нынешнюю Театральную площадь? Выходит, снимок был сделан году в 60-м?
(без темы) - krasget - 24 дек, 2010 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 24 дек, 2010 13:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasget - 24 дек, 2010 14:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 24 дек, 2010 14:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasget - 24 дек, 2010 15:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 24 дек, 2010 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 26 дек, 2010 07:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasget - 27 дек, 2010 15:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasnojarochka - 27 дек, 2010 15:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - krasget - 27 дек, 2010 16:04 (UTC) - Развернуть
rufo24
4 янв, 2011 12:01 (UTC)
Если сопоставить эти картинки становиться очевидным куда уходят рельсы)))
Альбом: Альбом без названия

Альбом: Альбом без названия
krasnojarochka
4 янв, 2011 16:19 (UTC)
Ну да, именно так мы и сопоставили в конце концов! А как интересно было всем вместе до этого доходить! Вот теперь и Ваши схемы будут отражать истину :).
loengrin16
4 янв, 2011 14:42 (UTC)
Отлично, что все вместе разобрались. Спросил сейчас про дом. Да, был полностью жилой.
series114_85
11 янв, 2011 20:24 (UTC)
А что же это за модель?
Это 71-605А (Усть-Катавский КТМ-5) выпуска мая 1990 года (заводской № 204) после капитально-восстановительного ремонта и рестайлинга у него появились поворотно-сдвижные двери, гладкие борта, НефАЗовские сиденья и другое. Установлена транзисторная система управления тяговыми электродвигателями. Контроллер импульсов - на микропроцессоре. С фонарями что-то намудрили, можно было одним блоком, да и бортовой номер по центру. Зад похож на прототип КТМ-5. Кстати, кондуктор рассказывала, что во время первых поездок приходилось несколько раз возвращаться в депо на буксире. Уже ободрали ему левый борт. Хорошая такая ссадина в несколько метров. Это первый образец. В декабре 2009 года появился на линии ещё один КВР-вагон. На этот раз №229 с синей окраской.
http://transphoto.ru/vehicle/79934/#n77496

Трамвай № 001, сочленённый 71-147К (ЛВС-97К) выпуска 1998 года (заводской № 1489) списан, как и его собрат № 002. Проблемы с запчастями. Петербуржский трамвайно-механический завод очень сильно завышает цены на комплектующие (примерно в 1,5-2 раза против Усть-Катавского вагоностроительного завода). Вагон становится невыгодно эксплуатировать. Предполагаю, что проблемы возникли с редукторами, электроприводом и тормозными цилиндрами. Во всяком случае сужу по опыту эксплуатации ЛВС-97. Состояние получше, чем у питерских ЛВСов. Кстати, пантограф у него явно не от ЛВС. В депо такой поставили. На первом петербургском ЛВС-97К тоже стоит этот токоприёмник. Завод и раньше практиковал установку усть-катавских пантографов на выпускаемые им вагоны (ЛМ-68М, ЛВС-80, ЛВС-86, вынужденно даже на четыре вагона ЛВС-2005). Пантограф ПТМЗ у нас не прижился. Где то читал, что с ним одни проблемы, и много где на питерские вагоны ставят пантографы КТМ. Красноярск не стал исключением. Нет средств на покупку запчастей. Прощайте ЛВСы!
http://transphoto.ru/vehicle/9169/#n9290

Трамвай № 003 - Усть-Катавский 71-619 (КТМ-19) выпуска 2000 года - первый в Красноярске из четырёх и единственный за семь лет (с 2000 по 2007 годы). Заводской № 24. Ныне действующий. Вагону уже 10 лет. Как время то летит! Какой то он чумазый... Просто графиту много с пантографа натекло. Следующий красноярский 71-619КТ построен в 2007 году (заводской № 272).
http://transphoto.ru/vehicle/7697/#n7807

krasnojarochka
13 янв, 2011 14:23 (UTC)
Очень интересно!
Видела вчера, как красавец 231-й выходил из депо вечером :). А что, из выражения "в декабре 2009 года появился на линии ещё один КВР-вагон" следует, что их было всего два? То есть, КВР - относительно новая деятельность для депо?
Совсем еще нестарый 001 списан из-за проблем с запчастями. А куда после списания такие вагоны? Неужели, на запчасти?! (Этот трамвай был двойной. Мне кажется, двойных сейчас в городе вообще не осталось (?).)
У трамвая типа 003 мне понравился салон - особенно, задняя площадка у окна. А еще факт наличия бегущего табло с названиями остановок добавляет некой цивилизованности.
(без темы) - series114_85 - 13 янв, 2011 19:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - series114_85 - 13 янв, 2011 19:55 (UTC) - Развернуть
panzerzug
11 апр, 2011 15:22 (UTC)
Где то читал что на май 1958 г поездов было 16, а вагонов 25.
count1987
23 апр, 2011 12:15 (UTC)
Кто-нибудь слышал о наезде локомотива на трамвай у Злобино в 1992 году?
Вычитал в книге "Россия в борьбе с катастрофами" - сообщалось, что погибло 5 человек...((((
krasnojarochka
24 апр, 2011 05:30 (UTC)
Я не слышала. Надо посмотреть в газетах за тот период. Хотя, могли и не писать...
(без темы) - count1987 - 24 апр, 2011 11:13 (UTC) - Развернуть
Авария - (Анонимно) - 28 янв, 2012 01:18 (UTC) - Развернуть
Олег Бердюгин
16 июл, 2012 07:43 (UTC)
КТМ
это модернизированный КТМ-5
krasnojarochka
17 июл, 2012 03:44 (UTC)
Re: КТМ
Какой трамвай (на каком фото) Вы имеете ввиду?
livejournal
18 ноя, 2013 11:15 (UTC)
Красноярск. Трамвайное депо
Пользователь aos1986 сослался на вашу запись в записи «Красноярск. Трамвайное депо» в контексте: [...] МТВ-82 и КТМ-1/КТП-1. Подробнее историю трамвая в Красноярске можно узнать из журнала часть 1 [...]
livejournal
19 ноя, 2013 12:49 (UTC)
Красноярск. Трамвайное депо
Пользователь aos1986 сослался на вашу запись в записи «Красноярск. Трамвайное депо» в контексте: [...] МТВ-82 и КТМ-1/КТП-1. Подробнее историю трамвая в Красноярске можно узнать из журнала часть 1 [...]
(Анонимно)
13 окт, 2014 15:00 (UTC)
квр трамвая
А еще появился трамвай N251 КВР КТМ605 c современным тяговым приводом.
krasnojarochka
14 окт, 2014 05:48 (UTC)
Re: квр трамвая
А какого он цвета? :). (Чтобы узнать, если увидим.)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 69 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Город 1
krasnojarochka
krasnojarochka

Latest Month

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars